4 ноября Первенство Мастера по кикбоксингу
23.10.2012
25 ноября 2012г. Открытый турнир по таеквон-до итф
18.11.2012

Новости

Старший тренер сборной России в разделе семи-контакт – о главной головной боли в преддверии Евро.– Мы всей сборной из Румынии с чемпионата Европы вернемся только 2 декабря – и у нас будет меньше двух недель на подготовку к чемпионату России в Уфе, — признался мне, заглянув в ФКР, старший тренер раздела семи-контакт Андрей Котов. Вдруг распахнулась дверь, и на пороге встал генеральный директор Федерации Константин Константинович Чернов…

– Он же обещает 5 золотых медалей в семи-контакте на Евро! – выпалил Константин Константинович в адрес Котова…

ПЯТЬ ЗОЛОТЫХ МЕДАЛЕЙ

– Да, конечно! – не смог сдержать смех Андрей Владимирович. – У нас и так за пять последних лет – 2 золотые медали. Оба – москвичи, оба из ЦСКА: Миша Герасимов – действующий чемпион Европы, и Ирина Мурашова – действующая чемпионка мира. К сожалению, это всё: среди взрослых у нас больше первых не было…

– Сколько лет вы в сборной?

– Сейчас будет 5 лет. Мы были двадцать третьими, а в прошлом году стали четвертыми…

– За один год?!

– За четыре. Но, если в ринговых разделах – постсоветские страны, югославы, португальцы, то у нас в семи-контакте – безумное число европейцев. На Евро сейчас будет стран 40… Семи-контакт – самый массовый раздел кикбоксинга в мире. На Кубках мира по всем разделам из 2 тысяч участников – 1800 в «семи». Для сравнения: во всех ринговых разделах вместе – 150 бойцов… А в России – обратная ситуация: очень много – в ринговых дисциплинах, и очень мало у нас.

Сейчас у нас на Евро будет отбор на Всемирные Игры боевых искусств-2013 в Санкт-Петербурге. И по мужикам – будет та-а-акая рубка! Что касается женщин, то там всего одна весовая, и в ней мы, к сожалению, пока не конкурентоспособны.

У нас в «семи» очень сильная сборная. В России в течение года с ребятами никто не справляется, они побеждают всех. (С досадой) Но у них нет дублеров! Например, в лоу-кике в весовых категориях – по 3-4 сильных спортсмена: там практически все равно, кто поедет на турнир – чемпион или призер: они примерно одинаковые. У нас этого, к сожалению, нет. Что тут остается? Выходить и драться самому? Но я уже проиграю всем…

– И я уже знаю, почему: у вас нет дублера?..

– В маленькой Италии, сможете угадать, сколько клубов? (Выжидает). 500! Там в некоторых маленьких городах существует 10 небольших клубов! По нашему разделу в Европе раз в две недели всегда проходят крупные турниры, собирающие на соревнования выходного дня полторы-две тысячи участников. А в России сегодня семи-контактом серьезно занимаются не более 5 клубов – на всю страну!

ПЯТЬ КЛУБОВ СТРАНЫ

– Огласите имена героев!

– Ханты-Мансийский округ (Сургут, Нижневартовск), чуть-чуть – Белгород, по одному клубу в Самаре и Омске. И – Москва. И то – часть из них культивирует вместе с «семи», например, лайт-контакт. Это плохо: специализация важна, потому что мы, действительно, совсем другие.

– И при всех бедах мы сейчас – четвертые в мире? Вам, Андрей Владимирович, надо поставить памятник…

– Мы были четвертыми однажды. В прошлом году. С командой, с которой мы отработали четыре года. А сейчас команда изменилась: большинство ребят, которые были, ушли…

– Кто сейчас в мировой тройке?

– Венгры, итальянцы, ирландцы. С итальянцами и венграми мы сотрудничаем, ездим друг к другу в гости. У нас очень интересно. Своя жизнь. Но волевым решением в «семи» победить нельзя. В ринговых дисциплинах можно выйти на характере и нокаутировать. А у нас надо выиграть по баллам: иначе – не дадут.

– Но тогда вас – сложнее засудить?

– (Усмехнулся). Засудить – одинаково легко везде. У нас в «семи» манера работы рефери может поломать тактику бойца. Например, судьи не дают бойцу баллы за его манеру боя – и он начинает переживать, перестает работать в удобной ему манере и… сам проигрывает. В «лоу», «фулле», К-1 и «лайте» – судейство примерно одинаковое. Есть разница в нюансах: в лоу-кике можно бить по ногам, в К-1 – еще и коленями, а в лайт-контакте нельзя бить сильно, чтобы не нокаутировать. В этих четырех разделах рефери судят посредством «мышек»: они нажимают кнопку, отмечая бойца синего или красного «угла» – и баллы судей попадают на монитор. А у нас трое рефери одновременно работают на площадке: при каждом результативном ударе останавливают бой и жестами показывают присуждение баллов.

МОНСТРЫ И СУПЕРГЕРОИ

– Сколько лет живет в России семи-контакт?

– Он был изначально, просто им никто не занимался серьезно. Главный тренер сборных команд России по кикбоксингу Вадим Украинцев, будучи молодым спортсменом, выступал в «семи». И на первом чемпионате СССР в 90-м году в Ужгороде уже был семи-контакт. Но в нем тогда выступали боксеры и каратисты. Я сам когда-то пришел в «семи», не зная, что это. Мне сказали: «Давай, поедем, выступим на чемпионате Москвы?». Поехал. Там говорят: «Одиночные!». «Натыкал» одиночных ударов. Выиграл! И Чемпионат России – тоже. Попал в сборную. И только приехав на турнир мирового уровня, понял, что это совсем не то, как я себе это представлял…

Даже в начале 2000-х было полное отсутствие конкуренции на внутренних турнирах. Сейчас всё иначе: мы занимаемся сборной в течение всего года. У «семи» очень сильный покровитель – Илья Сергеевич Юров, он уже пять лет выделяет серьезные средства на развитие нашего раздела. Но очень не хватает кадров! 15 взрослых и 15 юниоров из сборных – просто монстры! Они – супергерои. Они конкурентны на международном уровне. Но кроме этих тридцати – больше никого. А надо хоть человек 100…

– Почему кикбоксеры не хотят идти в семи-контакт?

– Как это – они не хотят? Они хотят! Вот сейчас новая волна: выпускники нашей первой сборной стали тренерами, через 5 лет их детишки подойдут к сборной. У нас в клубе ЦСКА есть секция – только семи-контакт. В ней навалом детей. Но раньше таких секций не было. Куда бы они пошли?

– Зачем вашему разделу в сентябре этого года дали новое имя – пойнтфайтинг?

– Название «семи-контакт» не отвечало сути. «Семи» значит контакт «наполовину». Но контакт у нас полный, бьют сильно. А «пойнтфайтинг» – это бой на баллы.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

– Футболисты выбивают хорошие премиальные за победы. Хоккеисты едут на турниры по огромным страховкам. Почему кикбоксеры, чтоб принять участие в чемпионате России, еще сами должны за это заплатить?

– В кикбоксинге каждое соревнование проходит со стартовым взносом. Так выстроена система соревнований: и внутрироссийских, и международных. Даже приезжая на ЧМ, мы за каждого спортсмена платим стартовый взнос…

– За спортсмена платит Федерация или он сам?

– Очень по-разному. Сейчас в каждом разделе кикбоксинга (кроме лайт-контакта) есть вице-президент, который отвечает за раздел. Вице-президент берет на себя расходы на международные соревнования. А раньше это было дело спортсмена. У кикбоксера на сборы и поездку на турнир уходило 75-78 тысяч рублей. Даже член сборной ехал – и он сам, родители или тренер искали возможность оплатить и дорогу, и проживание, и стартовый взнос. Это парадоксально. Я пришел в кикбоксинг из пятиборья, это олимпийский вид спорта, и в нем система государственного финансирования была намного сильней.

– Все ли спортсмены, кто этого хочет, смогут приехать в этом году на чемпионат России в Уфу?

– Возможно, нет. Спорткомитет денег не выделит, спонсоров не окажется, родители не дадут – и не приедет…

– Но ведь для спортсмена – это трагедия…

– Конечно. Это основной внутренний старт сезона и единственная возможность отобраться в сборную страны. У нас в декабре проходит ЧР-2012, но формально он является «2013», потому что на нем мы формируем сборную следующего года – для участия в ЧМ-2013. Мы на эту систему перешли в прошлом году: это позволяет уже в декабре сформировать сборную, и с января работать с ней зимний подготовительный цикл. То есть у нас идет полный годовой цикл – уже с основным составом. Мы и раньше начинали сборы зимой – но работали с «примерной» командой, которую мы себе могли где-то как-то угадать.

СТАВКИ ИНСТРУКТОРОВ

– Исключения по формированию сборной на Чемпионат мира бывают?

– Конечно. Чемпионы России – это претенденты. Кандидаты на участие. Они имеют первоочередное право, мы берем их в обойму и начинаем работать. Также берем иногда вторых, а иногда, может быть, и третьих, которые показались конкурентоспособными. Окончательный состав сборной принимается на тренерском совете лишь за несколько месяцев до старта.

– Победа в России – не гарантия поездки на Чемпионат мира?

– Абсолютно. А вдруг он победил – и полностью отошел от кикбоксинга, занялся танцами – зачем он нам нужен, неготовый, на старте? Или за период подготовки появился более интересный лидер. Или чемпион «не вытянул» по дисциплине. Представляете: человек выиграл – а у него до основного старта еще 10 месяцев – к чему ему напрягаться? Он уже место в команде себе заработал. Будет он пахать в течение года? Да не будет! А если он знает, что в любой момент он может команду покинуть – то всё иначе…

– На что живет кикбоксер в России?

– Чтобы убедить спортсмена работать – его надо хотя бы обеспечить прожиточным минимумом. И это, как правило, головная боль тренера: в регионах выбивают ставку «спортсмена-инструктора». Она – копеечная. Но если она есть – уже хорошо. Моя задача как клубного тренера московского ЦСКА – куда-то «пристроить» ведущих спортсменов, чтоб им в месяц платили хотя бы 10-15 тысяч… Режим кикбоксера – две тренировки в день, а между ними нужно поесть и поспать. Зарабатывать самому – никакой возможности. А представить себе богатую семью, где родители скажут: «Вот тебе все условия – но занимайся только кикбоксингом!», – я не могу. Такие родители скажут: «Занимайся дипломатией. Или стоматологией». У нас – очень специальный случай. Зарплата, контракты – это следующий шаг. Если это когда-то будет в каком-то разделе кикбоксинга – это будет гигантский прорыв.

ХРЯПА, МОНЯ, КИРИЛЕНКО…

– А если – многодетная семья? Если кикбоксер в семье – старший сын и ему надо кормить остальных? Если он на тренировки идет полуголодным?..

– Таких ситуаций полно. Особенно – в регионах. И драматичность этих случаев состоит в том, что мы все равно не можем такого спортсмена удержать. Экипировка и тренировочный процесс стоят денег. Да, у нас есть сборная. Но что такое сборная – 15 человек со страны? А призовые дают только чемпиону мира. И это не бешеные деньги.

Я звоню: «Приезжай на сбор!». А в ответ: «Вы знаете, я не могу приехать: я взял кредит на покупку компьютера…». Он взял и пошел работать официантом. А он – член сборной команды! Я ему говорю: «Как же так?! У тебя же – такой статус!». А потом думаю: «Да, он мастер спорта. Но разве его это отгораживает от общечеловеческого? Компьютер-то ему все равно нужен. Он – подросток».

– Андрей Владимирович, вы пришли в кикбоксинг из пятиборья. Кого из нынешних известных спортсменов вы бы хотели переманить в семи-контакт?

– Мне нравятся баскетболисты, они классные! Конечно, они относительно заторможенные: при такой антропометрии иметь необходимую нам взрывную скорость тяжеловато. Правда, те же хоккеисты – привыкли и обучены драться. А баскетболисты – не факт. Насколько они бойцы? Мы не знаем…

Я всегда пытался переманить… фехтовальщиков. Фехтовальщик умеет хорошо передвигаться, имеет взрывную скорость, у него есть понимание бойца в поединке: он колет, бьет – фактически, как мы. Но мне до сих пор не повезло: никто хороший не появился. Хотя в мировой практике уже есть прецеденты: в сборной Норвегии по кикбоксингу обалденная девочка-фехтовальщица выигрывает всё на свете!

– Но всё-таки – Хряпу, Моню или Кириленко?

– Всех! Если взять всю баскетбольную сборную, которая была на Олимпиаде – у них в кикбоксинге не было бы конкурентов очень быстро. (Засмеялся). Я пока не знаю, как их замотивировать, но – будем брать!

Елена Савоничева, пресс-служба Федерации кикбоксинга России.

Добавить комментарий